Педагог — далеко не легкая профессия. По роду деятельности нам приходится сталкиваться с разными жизненными историями, с надломленными судьбами, с глубокими психологическими проблемами. И здесь нашей главной задачей становится протянуть руку помощи так, чтобы она не обернулась во вред.
Особенно с сложно повернуть психолого-педагогическую работу в правильное русло в таких учреждениях, как детские дома, интернаты и пр. Сложность заключается даже не в том, что там живут и учатся «трудные дети», проблема кроется в нас самих: в наших стереотипах, чувствах и желаниях. Поэтому, для правильной ориентировки на осуществление педагогической деятельности нужно следовать нескольким простым правилам.
1. Помните, что детки здесь самые обычные. В общем и целом, они мало чем отличаются от ребят, которые живут в полноценны семьях. У них так же есть познавательные и коммуникативные интересы, свои желания и намерения. Не стоит, приходя на работу или практику, рисовать себе картинку, какие там ходят угрюмые и несчастные дети. Не стоит жалеть их, думая, что у них нет ничего светлого за плечами, а их будущее таинственно и обманчиво. Тем более, не стоит показывать им свою жалость. Дети отлично распознают и понимают наши эмоции, и, поэтому подобная жалость может сыграть вам же во вред. В итоге, ребенок просто начнет манипулировать вами, на 100% зная, что он получит того, чего хочет.
2. Не забывайте, что каждый воспитанник детского дома прячет в душе огромную боль и излечить ее полностью почти невозможно. Каждый ребенок, который так или иначе оказался здесь, прошел через что-то ужасное, поэтому психолого-педагогическая работа должна быть мягкой и ненавязчивой. Она не должна обременять вас и надоедать детям.
3. Помните, педагогов здесь и без вас хватает. К этим ребятам каждый год приходят десятки психологов, педагогов и социальных работников, поэтому не обижайтесь и не пугайтесь, если дети отнесутся к вам негативно. Поймите их правильно, им просто надоело, что к ним постоянно пытаются залезть в душу без их согласия. И если вы столкнетесь с подобной проблемой, не отчаивайтесь, ибо все в ваших руках! Повернув работу в нужное русло, уже через полчаса дети будут вам улыбаться, а к следующему занятию будут радостно приветствовать вас и кидаться на шею.
4. Если вы понравились детям, то они будут постоянно вам это демонстрировать. Как правило, они пытаются обнять или сесть поближе к педагогу, как-то проявить себя, выделиться, чтобы воспитатель его заметил. Бояться этого не стоит. Так же, как и пресекать. Это может сильно оскорбить чувства ребенка. Но, в то же время, нельзя заниматься «панибратством», позволять детям обращаться с вами, как со сверстником.
5. Начните свою работу с игрового тренинга. Когда вы в первый раз приходите в группу, первое, что вы должны сделать — это познакомиться со всеми детьми. Знакомство нужно проводить в неформальной форме, чтобы дети смогли расслабиться и, в то же время, настроится, на работу с вами. На первом же занятии, выстроенном в подобной форме, вы увидите большинство проблем, которые существуют в группе. Сразу найдутся лидеры и изгои, начнут выявляться коммуникативные и личностные проблемы многих детей.
6. В каждой группе есть очень сложные детки. Как правило, их не много, но повозиться с ними придется подольше. Если хоть один ребенок ведет себя замкнуто, старается стать для вас незаметным, не идет на контакт, вам следует провести с ним индивидуальную работу. А если понадобится, то и не одну.
7. Работать с детьми из детских домов нужно комплексно. Это значит, что воспитательная деятельность должна проходить сразу по всем направлениям, начиная от умственного и заканчивая психологическим. Так же педагог должен помнить, что если работа ведется в русле психологии, то необходимо использовать все ее практические ресурсы от бесед до проективных тестов.
8. Для того, чтобы вскрыть все проблемы ребенка и помочь ему в их решении, нужно узнать как можно больше о его биографии. И, в-первую очередь, о семье. Подобные сведения лучше всего почерпнуть из документации и из рассказов других воспитателей и психологов, работавших с ребенком до вас.
9. Желательно, чтобы ребенок сам рассказал о своей семье и о том, как он попал в детский дом. Для этого нужно проводить индивидуальную беседу. При этом, реальная тема и цель беседы должна быть скрыта от ребенка. Ее нужно завуалировать под что-то нейтральное, например, можно взять тему «Твое отношение к школе» или что-то в этом роде. Далее, с помощью косвенных вопросов, педагог должен вывести ребенка на разговор о семье. И, как правило, это делается очень быстро и совершенно незаметно для маленького рассказчика. Для него это — в порядке вещей, это его жизнь, которой ему хочется поделиться, так же как и любому другому человеку.
10. Если же ребенок все же не хочет открываться вам, не заставляйте его. В этом случае, педагогу придется обойтись сведениями из других источников.
Вот, в принципе, и все. Здесь нет ничего сложного. И если вы сможете придерживаться всех этих правил, ваша педагогическая работа станет намного проще и веселее. Главное, она должна нравится, а остальное пойдет как по маслу. Удачи вам, в ваших нелегких педагогических открытиях!