Сущность, принципы и задачи воспитательной работы — Педагогическая практика

Сущность, принципы и задачи воспитательной работы

Все, что производится в учебном заведении с целью осуществления воспитательной работы во внеурочное время, в некоторых педагогических источниках объединяется одним общим понятием-внеклассная воспитательная работа. В других источниках наряду с внеклассной работой выделяют еще и внеурочную работу по учебным предметам (предметные кружки, секции, олимпиады, выставки творческих работ и др.). Также внеурочная работа определяется как целенаправленная воспитательная работа со школьниками, которую организовывают и осуществляют учителя, воспитатели в школе после уроков. Успех этой работы во многом зависит от деятельностного связи с внешкольными учебно-воспитательными заведениями. К внеклассной работы предстоит работа классных руководителей, школьного библиотекаря и всех других школьных работников с учащимися, которая проводится после уроков, но не имеет специально выраженного предметного характера (не направлена на изучение какого-то одного учебного предмета). Эта работа может проводиться в стенах школы или за ее пределами, но организуется и проводится работниками школы (собрания, классные часы, линейки, вечера отдыха, выставки, экскурсии, игровые программы, конкурсы, походы, встречи, викторины, агитбригады, диспуты, КВН, тренинговые занятия, праздники, коллективные творческие дела, коллективное
игровое общение и т.д.).
Особенность внеклассной воспитательной работы заключается в добровольном участии в ней (учащиеся выбирают профиль занятий по интересам), общественной направленности (содержание деятельности отвечает потребностям общества, отражает достижения науки, культуры, искусства), инициативности, самодеятельности учащихся (учета желаний детей, их предложений).
Выделяют и внешкольное образовательно-воспитательную работу. Она осуществляется в спортивных, музыкальных и художественных школах, станциях юных натуралистов и юных техников, клубах по месту жительства, центрах творчества детей и юношества т.д., то есть проводится под руководством не школьных педагогов, а работников внешкольных учреждений и отличается большей, по сравнению с внеклассной работой, практической направленностью и специализацией.
Внеурочную воспитательную работу рассматривают как сочетание внеклассной и внешкольной работы, как взаимодействие двух важных звеньев воспитания (внеклассной и внешкольной), направленных на достижение единой цели — гармоничного развития детей и молодежи, выявление талантливых и одаренных воспитанников, создание условий для их воспитания 11 рознггк) творческих способностей и задатков.
Раскрытие сущности внеурочной воспитательной работы не будет полным, если не учесть выведенных с практической воспитательной деятельности существенных закономерностей, которые одновременно выступают и принципами процесса воспитания:
1) воспитание личности происходит только в процессе ее включения в деятельность;
2) воспитание невозможно без стимулирования активности личности, которая формируется;
3) в процессе воспитания необходимо проявить высокий гуманизм и уважение к ребенку в сочетании с высокой требовательностью;
4) необходимо раскрывать перед учащимися перспективу их роста, помогать им добиваться успеха;
5) необходимо выявлять и ориентироваться на положительные черты учащихся;
6) необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
7) воспитание должно осуществляться в коллективе и через коллектив;
8) в воспитании необходимо стремиться к единству усилий учителей, семьи и общественности.


Задача внеурочной воспитательной работы в государственных документах определяется следующим образом:

1) закрепление и углубление знаний, приобретенных в процессе обучения;
2) расширение общеобразовательного кругозора учащихся, формирование у них научного мировоззрения;
3) формирование интересов к различным сферам науки, техники, мистецгва, спорта, выявление и развитие индивидуальных творческих способностей и наклонностей;
4) организация досуга школьников, культурного отдыха и разумных развлечений.
В современных условиях значительно усложняются функции внеурочной воспитательной деятельности учителя, обогащается ее содержание. При таких условиях педагог должен хорошо знать, на каких направлениях сосредоточить свои усилия, на которые воспитательные идеалы ориентироваться, как организовать работу в детском коллективе, как на практике осуществлять демократизацию и гуманизацию воспитательного процесса в школе.
Для внеурочной воспитательной работы с младшими школьниками наиболее оптимальными являются следующие виды деятельности: познавательная, трудовая, игровая, художественно-эстетическое, спортивное. Приоритетным является значение игровой деятельности в жизни младших школьников. Игровая деятельность младших школьников выступает как специальная форма коллективной деятельности и как элемент, важная составляющая всех других видов деятельности.
Педагогическими условиями эффективной организации воспитательной работы с младшими школьниками в позаурочннй время являются:
1) ведущая роль педагога по объединению усилий родителей, внешкольных учебных заведений, общественности, обеспечение личностной активности младшего школьника;
2) доминальний характер игровой деятельности;
3) привлечение детей к планированию;
4) обеспечение такой системы перспектив, которая отвечала бы интересам коллектива и каждой отдельной личности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: