Процесс воспитания состоит из отдельных требований, сложившихся определенных норм и правил. Существуют обще установленные принципы воспитания и обучения, к которым обращается большое количество родителей и педагогов. В них растолковывается подробно сущность и специфика воспитательного процесса. Эта исходная теория служит вспомогательным ориентиром на практике. Принципы воспитания для отдельных исследователей является единой целостной системой, в которую включается обучения. Другие же личности разделяют эти родственные процессы на отдельные.
Но, несмотря на близость процессов, следует рассмотреть их учета условное разделение.
Принципы воспитания состоят из теоретической и практической части. Именно эти две составляющие рассматриваются в тематической литературе.
Воспитательный процесс начинается с детства, поэтому именно ему нужно уделить много внимания. Родители берут на себя основную ответственность за воспитание новой личности, поэтому должны отнестись к этому серьезно.
Одним из основных принципов в воспитании должен рассматриваться именно принцип поведения личности в социокультурном пространстве. Есть приспособления личности с детства к условиям, которые ставит современное общество. Нужно знакомить ребенка с социальной средой, подготавливать к соответствующим требованиям. Таким образом, индивид становится всесторонне развитым и в дальнейшей жизни ему проще найти себя в социокультурном пространстве. Следующим принципом воспитания является принцип самостоятельной деятельности. Эта ответственность уже в большей степени полагается на педагогов. Их основной задачей является контроль за самостоятельной деятельностью личности. Педагоги должны только стимулировать деятельность детей, развивать в них стремление достигать поставленных целей, используя при этом все свои идеи и умения. Развитие самостоятельности с детства гарантирует трудолюбие и целеустремление во взрослом возрасте. Люди, которые воспитывались на основе этого принципа, в дальнейшем становятся активными и успешными гражданами. К принципам воспитания включается и принцип уважения к личности. Ребенок должен чувствовать, что ее отношения с родителями и педагогами базируются на доверии и взаимопонимании. Этот принцип воспитывает в личности уважение к окружающим, доброжелательное отношение к ним, любовь. При его применении педагоги имеют возможность воспитать у воспитанника нежные, душевные чувства и одновременно предъявлять требования к выполнению определенных заданий. Таким образом, достигается достижения хороших результатов в поставленных целях. Принципы воспитания включают в себя воспитание личности в коллективе. Деятельность определенной группы людей, в которой находится индивид имеет значительное влияние на формирование его личности.
Наибольшей результативности принципы воспитания дают лишь при комплексном их применении, ведь они тесно связаны между собой. Поэтому, чтобы добиться хорошего результата и воспитать человека с большой буквы, необходимо внимательно изучить суть всех упомянутых выше принципов.