Основные задачи истории педагогики как науки:
• получение достоверных научных знаний о закономерностях развития различных педагогических явлений и трансформацию различных педагогических теорий, обусловленных этими явлениями;
• анализ борьбы прогрессивных и консервативных тенденций в развитии педагогики;
• раскрытие с научных позиций причин качественных изменений в развитии педагогики;
• установление путей, которыми шел процесс формирования нового теоретического содержания педагогической науки (генезис прогрессивных начал педагогической теории).
История педагогики играет важную роль в профессиональной подготовке будущих учителей, решая следующие задачи:
• выявить и ознакомить студентов с основными путями и закономерностями развития воспитания, школы и педагогической мысли в разные исторические периоды;
• сформировать у студентов систему знаний о мировом историко-педагогический процесс и о месте украинской педагогики в нем; ознакомить с современными формами воспитания и педагогическими течениями через их историческую родословную;
• раскрыть лучшие достижения педагогической мудрости украинского и других народов и выработать умение применять их в своей будущей профессиональной деятельности;
• воспитание любви к педагогической профессии, формирование идеала учителя на основе ярких примеров жизни известных педагогов (Коменский, Песталоцци, Ушинский, Макаренко и др.) и формирование основ педагогического мастерства;
• сформировать самостоятельное историко-педагогическое мышление (научить видеть и понимать закономерности развития педагогических категорий);
формировать критическое отношение к педагогическому наследию прошлого, будет содержать будущего педагога от консерватизма и рутины, а также от псевдоноваторства в учительской работе;
• овладеть методами ретроспективного анализа историко-педагогических явлений и фактов;
• расширить профессиональный кругозор, обогатить духовную культуру будущих педагогов.
В контексте поставленных задач история педагогики позволяет понять связь педагогических явлений с общественно-культурными отношениями эпохи и страны, производит историческую перспективу, позволяет глубже, критично и более всесторонне оценить состояние образовательных и педагогических систем и стремлений современности, возбуждает живо интересовался педагогическими проблемами, прививает культ педагогических традиций, может служить средством формирования чувства патриотизма и интернационализма.