Формы воспитательной работы

Рубрика: Теория воспитания

2011-02-23 23 Фев 2011

Педагогическая практика выработала различные формы внеклассной воспитательной работы. Формы воспитательной работы — это варианты организации воспитательного процесса, композиционное построение воспитательной дела. В психолого-педагогичной литературе понятие «воспитательное мероприятие» используется для обозначения различных видов и форм воспитательной работы. Однако ученые отмечают несоответствие обозначенного понятия фактическом смысла воспитательной работы, ведь «мероприятие предполагает фрагментарность».

Систематичность, комплексность, последовательность, непрерывность воспитания точнее передает понятие «воспитательная дело», которому в последнее время предпочитают теоретики и практики. Воспитательная дело — это вид (форма) организации и осуществления конкретной деятельности с целью воспитания. Главная особенность воспитательной дела — необходимость, полезность, осуществимость. Воспитательные дела должны коллективный и творческий характер. Обычно воспитательные дела организуют в свободное от учебных занятий время, т.е. в часы досуга. В интересных, содержательных, увлекательных воспитательных делам дети участвуют добровольно. Учитывая, что досуговая деятельность по своему содержанию масс быть социально значимой, т.е. способствовать всестороннему развитию личности (такова вся деятельность, пронизывающая внеклассные воспитательные дела), то все воспитательные дела, организованные в часы досуга, являются формами, в которых оказывается досуговая деятельность школьников. Следовательно, каждая форма досуговой деятельности должно быть воспитательной делом.


Если рассматривать воспитательные дела как олицетворенные системные образования, можно выделить их обобщенную структуру:

  • • целеполагание, планирование;
  • • организация и подготовка;
  • • непосредственное осуществление дела;
  • • анализ достигнутых результатов.

Разнообразие форм внеклассной воспитательной работы постоянно пополняется новыми формами, соответствующих условиям школьной жизни, которое постоянно меняется. Часто основы их содержания и методики черпаются из популярных игр телевизионных передач (КВН, «Брейн-ринг», «Что? Когда?», «Поле чудес», «Отгадай мелодию», «Зов джунглей», «Великолепная семерка», «Умницы и умники» и др.). Значительный вклад в разработку новых форм воспитательной работы сделано 1. П. Ивановым (80-е годы XX века) и Н. Е. Щуркова (90-е годы XX века).
Всю многообразие форм воспитательной работы с учащимися разделяют на три группы — в зависимости от основной задачи, которое реализуется в процессе использования той или иной формы:
1) формы управления и самоуправления школьной жизнью (сборы, линейки, митинги, часа классных руководителей, заседания представительных органов ученического самоуправления, стенная печать и т.д.);
2) познавательные формы (экскурсии, походы, фестивали, устные журналы, информации, газеты, тематические вечера, студии, секции, выставки и т.п.);
3) развлекательные формы (утренники и вечера, праздники, игровые программы и т.п.).
Каждая форма, которая используется в педагогическом процессе, помогает реализовывать не одно воспитательная задача. Например, формы управления школьной жизнью решают не только задачу организации деятельности ученического коллектива, но и задачи просвещения школьников (прежде всего — в вопросах менеджмента) и выработку у них управленческих навыков. С этой целью педагоги используют в качестве организаторов этих форм работы не только способных учеников, но и тех, кто изначально не проявляет организаторских способностей. При этом, в частности, заключается смысл регулярного изменения органов ученического самоуправления, привлечения к управленческой деятельности в различных сферах школьной жизни как можно большего числа учащихся.
Развлекательные формы работы не могут и не должны выполнять только розвлекательну функцию: они будут развлекать по-настоящему только тогда, когда будут вносить в сознание и чувства детей представления и знания о чем-то ранее неизвестное и уверенность в собственной значимости в системе межличностных взаимоотношений. Л чтобы обеспечить это, нужно хорошо продумать организацию дела, привлечь к ее организации и проведения мак-симальигу количество участников (в оптимальном случае — все участники должны чувствовать себя ответственными орианизаторамы формы работы, которая проводится), сделать так, чтобы воспитанники хорошо отдохнули.
Огжке, развлекательные формы воспитания (если они правильно педагогически продуманные, подготовленные и проведенные) способствуют интеллектуальному и духовному развитию школьников, укреплению их здоровья.

На современном этапе внимание педагогов акцентируется на личности, индивидуальности. Понятие «личностно ориентированное воспитание», «обучение, центрированное на ученике» и т.п. наполняются практическим организационно-педагогическим и психологическим содержанием: диагностикой уровня интеллектуального, физического и эмоционально-нравственного развития, разработкой стратегии и тактики (технологии) индивидуального темпа усвоения содержания образования и формирование определенных черт характера. В связи с этим нового, более глубокого смысла приобретает классификация форм осуществления внеклассной воспитательной работы в зависимости от количества участников того или иного воспитательной дела. Индивидуальные, групповые и массовые формы организации педагогического процесса в своем сочетании обеспечивают, с одной стороны, оптимальное учета особенностей воспитанника и организацию деятельности и взаимоотношений каждого согласно присущих ему возможностей, а с другой — адаптацию всех к социальным условиям неминуемой сотрудничества с индивидами широкого спектра идеологий , национальностей, профессий, образа жизни, темперамента, характера и т.д.
Если в обучении деятельность по развитию интеллекта по своей сути является индивидуальной, то в воспитательной работе сама технология выражается во взаимодействии индивида с другим или (что случается чаще) с другими, не во всем похожи, а нередко и во многом несхожими субъектами воспитательного процесса. Сущность воспитания как процесса наибольшей степени выражается в деятельности, во взаимодействии с другими людьми, в которой формируются отношения индивида к его окружению. Именно в связи с этим классификация форм воспитательной работы по числу участников этого процесса является более актуальной, чем в учебе.
Однако это не означает, что средства и методы перестают играть свою существенную роль. В зависимости от этого признака формы воспитательной работы разделяют на три группы:
1) словесные (собрания, митинги, информации, беседы, диспуты, дебаты и т.д.), в холле которых используются словесные методы и виды общения;
2) наглядные (выставки, музеи, экскурсии, стенды, коллажи и другие формы наглядной агитации), которые ориентированы на использование наглядных методов — зрительного восприятия воспитанниками образцов взаимоотношений, действий и т.п.;
3) практические (дежурства, шефская и благотворительная деятельность, сбор и оформление экспонатов для музеев, выставок, изготовление стендов конкурсах и т.п.), основу которых составляют практические действия воспитанников, которые изменяют объекты их деятельности.

Чем отличается эта классификация форм воспитательной работы от классификации методов? Отличие состоит в том, что когда классифицируют методы по источнику знаний, то рассматривают отдельные методы как самостоятельные пути решения дидактического задания. Например, объяснение — самостоятельный метод и может быть использован независимо от других. А любая словесная форма воспитательной работы не ограничивается одним методом. Во время проведенного собрания могут и объяснять, и рассказывать, и дискутировать. Практические формы работы также предполагают не только выполнение упражнений или графических работ, а всегда подразумевается использование нескольких (многих) методов в определенном сочетании (как и не одного, а нескольких виде ~ деятельности). В этом заключается суть полиморфности формы педагогического процесса.
Источники полиморфности формы — в многоплановости отдельного педагогической задачи, в продолжительности его решения, не ограничивается временем взаимодействия вихователя с воспитанником, в тесной взаимосвязи педагогических задач, в динамичности и недискретности педагогического процесса. Все это можно «преодолеть», многообразную совокупность задач можно решить только благодаря использованию формы, а не благодаря использованию какого метода, даже совершенного, правильно подобранного т.д. Для воспитательной работы это характерно в еще большей степени, чем для учебной: в учебе по результатам использования одного метода может быть создано иллюзию решения педагогической задачи в виде усвоения определенной суммы знаний, формирование определенного умения. Однако педагогическая задача, которая решается в учебе, не ограничивается знаниями и умениями. Существенными ее составляющими является формирование взаимоотношений, разностороннее развитие ученика-воспитанника. А это может быть обеспечено лишь определенным сочетанием средств и методов их применения, т.е. в рамках форму, соответствующую всем содержания задачи.

Оставить комментарий или два

О сайте

Педагогика -(От гр. Paidagogike - воспитание) - наука о закономерностях воспитания, обучения и образование человека, совместной деятельности ученика и преподавателя на почве гуманизма, взаимопонимания, взаимоуважения и взаимодействия, единства целей, задач, интересов и стремлений.

Счетчики