Первое сентября – день особенный, и не только для детей школьного возраста, но и для их родителей. И ждут его все с разными чувствами: кто с нетерпением, кто с радостью, кто с огорчением, а кто-то с тревогой. Тревожность – это состояние, присущее, прежде всего, родителям первоклассников: как там сложится у моего малыша в новой жизни? Уж очень хочется, чтобы все было хорошо. Ответственные родители загодя начинают готовить малыша к школе: водят на занятия по подготовке к школе, учат читать, считать, выбирают престижную школу и лучшего учителя. Все это правильно. Но чтобы обучение было успешным, родители должны в первую очередь задуматься: готов ли мой ребенок к обучению в школе? И речь идет не об объеме знаний, который усвоил дошкольник, а о его физическом развитии и психологической готовности. Физическое здоровье ребенка оценят доктора и вынесут свое решение. Психологическая готовность – это соединение личностных и психологических особенностей ребенка, которые в основном и определяют успешность обучения. Психологическая готовность включает интеллектуальную, волевую и личностную готовность.
Интеллектуальная готовность – это способность ребенка быстро и легко усваивать новое. Поэтому для будущего первоклассника важны не только уже приобретенные знания, а готовность к приобретению новых знаний.
Личностная готовность – очень важный элемент психологической готовности. Она заключается в отношении будущего первоклассника к школе. У большинства старших дошкольников это отношение положительное и в некотором роде романтическое. Школа рисуется ребенку новым прекрасным домом, где много детей, среди которых его знакомые и друзья, добрая учительница, новые книжки, тетради, фломастеры. И если ребенка в школе привлекают только подобные внешние атрибуты, это говорит о несформированности позиции школьника, а значит, в школе его ждут трудности. Такие первоклассники на уроках играют, занятия не вызывают у них интереса, они не стараются выполнить задание хорошо. Для того чтобы ребенок учился успешно, он должен четко осознавать свою новую социальную роль — роль ученика, и понимать, что школа – это место, куда он идет получать новые знания.
Не менее важна волевая готовность будущего школьника. Учение – это напряженная работа. Она потребует от ребенка усидчивости, умения подчиняться требованиям учителя. Установить степень психологической готовности помогут психологи. Да и сами родители должны задуматься, нужно ли отдавать ребенка в школу в этом году.
Может быть, время, которое вы посвятите именно психологической подготовке будущего первоклассника, убережет и вашего ребенка, и вас от неприятностей и нервных срывов.