Помимо систем производственного обучения, пригодных для всех или многих групп рабочих профессий, разработан ряд новых систем производственного обучения, учитывающие специфические особенности конкретной отрасли промышленности. Применение рассмотренных выше систем производственного обучения не может полностью решить задачу подготовки квалифицированных рабочих в училищах определенного профиля. Для подготовки рабочих, в частности, химического профиля в Болгарии, например, используются другие системы производственного обучения — процессуальная, технологическая и процессуально-технологическая.
Процессуальная система производственного обучения исходит из идеи расчленения содержания труда аппаратчика химического производства на отдельные технологические процессы, их группировка и последовательное усвоение.
Технологическая система производственного обучения используется также при подготовке рабочих узкого профиля для химической промышленности. Ее смысл заключается в последовательном теоретическом и практическом изучении технологии
Встал вопрос о необходимости тщательного выбора и комбинирования нескольких систем производственного обучения. На базе такого подхода и возникла комбинированная процессуально-технологическая система производственного обучения, которая сочетает преимущества процессуальной и технологической систем. Сначала содержание обучения делится на отдельные компоненты с типовых технологических процессов, изучаемых последовательно, а дальше приобретенные знания, умения, навыки используются для изучения технологических процессов,, типичных для отдельных отраслей производства или для базового предприятия.
Применение той или иной системы производственного обучения определяется уровнем его организации, содержанию и методике.
Отвечая на вопрос можно ли сделать единую для всех более совершенную систему обучения Д.А. Тхоржевский считает, что исходя из того, что систему обучения в зависимости от его содержания влияют факторы производственной и дидактического характера, которые по своим требованиям несовместимы, систем может быть несколько.
Но все они должны отвечать единым требованиям:
- обучение следует строить с учетом задач политехнического образования;
- организация обучения должно соответствовать уровню развития и особенностям организации определенного профессионального вида труда;
- обучения следует строить на основе производительного труда;
- последовательность изучении трудовых операций следует обосновывать с дидактической точки зрения;
- система обучения должна соответствовать психофизиологическим закономерностям формирования у учащихся трудовых умений и навыков;
- в процессе обучения следует создавать условия, побуждающие учеников к участию в техническом творчестве и содействие развитию соответствующих способностей;
- в процессе обучения следует создавать условия для воспитания учащихся.