Всем хорошо известен тот факт, рациональное планирование дневного режима помогает, если придерживаться этого режима, укреплению здоровья, а также создает жизнерадостное, бодрое настроение и улучшает работоспособность.
Детям дошкольного и школьного возраста придерживаться такого режима особенно важно. Выполнение правильного дневного режима на протяжении длительного времени способствует не только успеваемости детей в школе, но сохранению достаточной работоспособности и предупреждению утомляемости. В то же время привычка соблюдать предписания режима воспитывает в детях такие важные качества, как организованность, аккуратность, дисциплинированность.
Еще академиком Павловым в своей теории об условных рефлексах доказано влияние дневного режима на человеческий организм. И. П. Павлов писал, что головной мозг в течение дня получает раздражение и утомляется, а затем восстанавливается. Таким образом, режим помогает сохранять равновесие организма с внешней средой.
Правильное чередование в дневном режиме периодов трудовой деятельности и отдыха помогает сохранению наибольшей работоспособности у человека.
Известно, что систематические нарушения режима дня, а также перегрузки школьников во время учебных занятий ведут к неминуемому снижению работоспособности. Наиболее типичные нарушения режима обусловлены недостаточным пребыванием детей на открытом воздухе, слишком большими и нерациональными затратами времени для подготовки домашнего задания и т.п. Поэтому очень важным является четкое планирование времени, необходимого на обучение, отдых, питание, игры на воздухе и так далее. Только при помощи рационального чередования этих компонентов, возможно, положительно влиять на физическое и умственное развитие детей на их успеваемость, работоспособность, состояние здоровья.
Помимо этого, необходимо помнить, что придерживаться дневного режима нужно регулярно. Нельзя ослаблять режим и, к примеру, во время весенних каникул. Так, очень часто родители позволяют собственным детям «отдыхать» на каникулах – спать подольше, лежать перед телевизором, днями напролет не выходить на улицу и многое другое.
Планирование дневного режима школьника должно быть обусловлено следующими требованиями:
- соответствием дневного режима детским возрастным особенностям;
- чередованием активности и отдыха;
- рациональным распределением времени на питание, обучение, отдых, внешкольные мероприятия и подготовку уроков и т.д.;
- максимально возможное пребывание детей на открытом воздухе.
Четкое выполнение дневного режима, который основан на вышеперечисленных принципах, влияет как на повышение успеваемости и работоспособности школьников, так и на их оздоровление.