Как известно, социальная педагогика – наука разносторонняя. Ее интересует все, что связано с личностью в системе обучения и воспитания. Существует множество отраслей, открывающих структуру, свойства и функции этой системы. И в своей работе мне бы хотелось затронуть одну их таких отраслей. Мой выбор может показаться необычным, как и ход моих мыслей по этому вопросу, и позиция по этому поводу. Речь пойдет о пенитенциарной педагогике.
По моим наблюдениям, мало кто обращает внимание на проблемы данной области. Для всех социальная педагогика – это прежде всего работа с детьми. А темы пенитенциарной педагогики почему-то плавно переходят на тему девиантного поведения подростков. На мой взгляд, эта область педагогического знания заслуживает такого же внимания, как и остальные.
Проблемы преступности были, и как бы это не звучало пессимистично, всегда будут актуальны. Так почему же мы закрываем на это глаза?! Почему мы предпринимаем там мало попыток хоть немного изменить ситуацию?!
Я считаю, что причиной всему страх. Страх общественности по отношению к заключенным (или к некогда бывшим таковыми) людям. Существует некая общая установка на боязнь и недоверие к людям, отличающимся от основной массы. Но они такие же, как и остальные. Они также способны творить добро, а не только совершать асоциальные поступки. Мнение людей в этом плане очень предвзято и субъективно.
Часто, встречая бывших заключенных в повседневной жизни, понимаешь, что они не чем не отличаются от людей, соблюдающих закон. Бывает и так, что среди них есть очень добрые, мудрые и оптимистичные люди, которые всегда готовы прийти на помощь к близкому для них человеку.
Конечно, мне трудно будет не согласится с тем, что многие, даже высоконравственные чувства людей преступного мира носят аффективный и преувеличенный характер. И часто контроль Эго остается побежденным в бою с подсознательными структурами сознания.
И причина тому – общество. Конечно же, я не имею в виду общество в целом, всех и каждого, а определенные ячейки структуры общества. И здесь может повлиять буквально все: начиная семьей и школой и заканчивая государством и его политикой в целом. Ведь на самом деле, если задуматься, отчего люди идут воровать? В основном от нищеты и безработицы (конечно не во всех случаях). Или, например, различные случаи насильственных убийств и т.п. берут свое начало в психических расстройствах, а те, в свою очередь, как правило, в семейных взаимоотношениях.
Безусловно, социальная педагогика ориентирует своих специалистов на перевоспитание. Но очень бы хотелось видеть педагогику обновленной. Хочется, чтобы она научилась не только пресекать зачатки асоциального поведения в детях, не только стараться исправить все в зародыше. Ведь кроме зачатков есть и плоды, которые активно созревают и цветут. И с ними тоже надо работать. В каждом из них есть скрытый потенциал, который не может найти себе выражения в обществе. В перспективе, нужно открыть и направить его в нужное русло, заинтересовать человека, возможно, мотивировать его чем-то. И тогда плоды социально-педагогического труда не заставят себя ждать.
Напрашивается вопрос: почему мы с таким безразличием относимся к этим вопросам при изучении личности преступника?! Почему вместо того, чтобы рассматривать насущные проблемы, ученые на протяжении долгого времени пытаются найти общие внешние черты преступников, которых на самом деле не существует. История насчитывает множество попыток провести параллель между личностью преступника и его внешностью. Немало ученных выделяли группы особенностей строения тела и лица у «прирожденных преступников». Еще С.В.Познышев говорил, о том, что таких внешних критериев, определяющих человека как преступника, не существует. Многие до сих пор этого не поняли. А как известно этот выдающийся психолог и юрист жил на рубеже XIX – ХХ веков, и уже тогда осознавал всю бессмысленность этих исследований. Поэтому необходимо, изучать проблемы пенитенциарной педагогики не только с разных сторон, но и найти новый подход к данной отрасли. Это принципиально важный вопрос современности, т.к. от него во многом зависит благополучие общества в целом.