Как развивать память - Педагогическая практика

Как развивать память

Рубрика: Общая педагогика

2012-10-01 1 Окт 2012

Память – одна из основных функций психики человека. Это одно из условий развития интеллектуальных способностей. В основе памяти – различные ассоциации и связи. В человеческой памяти соединяются всевозможные явления и предметы, которые связаны с действительностью. При этом встретившись с одним из предметов, по ассоциации можно вспомнить второй, который связан с ним.
Запомнить что-либо означает связать запоминание с чем-либо уже ранее известным, то есть образовать ассоциацию.

Существует несколько видов памяти:

  • двигательная память (память на движения);
  • образная (слуховая, зрительная, вкусовая, осязательная);
  • эмоциональная (память на чувства);
  • словесно-логическая (воспроизведение различных мыслей, понятий);
  • кратковременная, рабочая и долговременная;
  • произвольная и непроизвольная;
  • механическая (заучивание) и смысловая (означающая осмысленное запоминание чего-либо).

В каждом возрасте свои особенности памяти. Человек владеет тем или иным видом памяти в различной степени на протяжении всей жизни. Для того, чтобы укрепить память, следует развивать и тренировать её. Плохая память часто означает отсутствие её развития.

Для увеличения ёмкости памяти существуют специальные упражнения. В детском возрасте лучше развивать память через эмоции. Ребёнка следует занять чем-то эмоционально приятным. Например, можно тренировать память во время развивающих игр.

Для запоминания большое значение имеет также внимание. При этом оно должно принять форму наблюдения для того, чтобы в памяти сохранилось хоть что-либо.

Попробуйте упорядочить процесс наблюдения. Предлагайте ребёнку запомнить предметы в определённом порядке, к примеру, слева направо в выложенном ряду и т. п. Также нужно использовать чувства. Так, при созерцании предметов ребёнок должен посмотреть на общий вид картинки, а также на её цвет. Пусть он потрогает предмет, измерит его вес на ладони, понюхает его.

Чем больше будет вложено чувств в процесс наблюдения, тем проще будет запомнить тот или иной предмет. Пробелы в памяти появляются в основном ввиду некачественных наблюдений.

Самыми доступными способами тренировки памяти, не требующими какой-то специальной подготовки, являются игры с предметами. Сложите на стол несколько хорошо знакомых предметов, к примеру, будильник, шляпу, книгу, кубик и чашку. Потом ребёнку даётся время на то, чтобы это запомнить. После этого он должен отвернуться, при этом вы убираете один предмет. Ребёнок должен повернуться и назвать отсутствующий предмет. Постепенно занятия следует усложнять, например, увеличивать число предметов, брать непохожие друг на друга предметы. Можно также не убирать предметы, а просто переставлять их.

Для малышей подойдёт игра с открытками. Вы должны взять какую-нибудь сюжетную яркую открытку (или репродукцию), предложить ребёнку внимательно её рассмотреть, а потом забрать картинку и задать ребёнку вопрос: кто на ней нарисован, как одет этот персонаж, какого цвета у него одежда, кто находится рядом с ним и т. п. Если ответ не является верным, предложите рассмотреть открытку снова. После этого снова заберите её, продолжая задавать вопросы. Старайтесь поощрять ребёнка за каждый данный им верный ответ.

Для качественного развития памяти, в первую очередь образной, полезно заучивать стихи о природе, которые написаны русскими поэтами: А. А. Фетом, А.С.Пушкиным, Ф. И. Тютчевым, И.А.Буниным. Также проведите с ребёнком беседу о временах года, о приметах и признаках осени.

Слуховой памяти способствует чтение сказок. Если при этом ребёнок читает сам, то у него развивается зрительная память.

Старайтесь читать сказки по нескольку раз. При неоднократном чтении сказок ребёнок начинает глубже проникать в ход событий, также ему становятся более понятными сказочные персонажи, а также их взаимоотношения между собой и мотивы поступков. Рассказывайте ребёнку о смысле сказок, обсуждайте с ним детали, задавайте вопросы. Это облегчит понимание и запоминание, а также будет способствовать развитию смысловой и логической памяти ребёнка.

Используя элементы строения сказок, вы можете попробовать сочинить вместе с ребёнком новую сказку. Для развития, а также укрепления памяти очень полезно зарисовывать услышанное. Вы можете прочесть вслух сказку и предложить ребёнку нарисовать рисунок, который бы отражал её содержание. Можно предложить ребёнку послушать стихотворение, после чего нарисовать по памяти предметы, о которых в стихотворении говорится.

Для того, чтобы развить двигательную память, рекомендуется побуждать ребёнка к повторению за взрослым различных движений.

Развитие состоит в качественных изменениях происходящих в памяти процессов. Это важно как в повседневной жизни, так и для и обучения. Хорошая память служит предпосылкой успешного и разностороннего познания мира, усвоения новой информации. При постоянном использовании методик развития памяти можно добиться отличных результатов.

Оставить комментарий или два

О сайте

Педагогика -(От гр. Paidagogike - воспитание) - наука о закономерностях воспитания, обучения и образование человека, совместной деятельности ученика и преподавателя на почве гуманизма, взаимопонимания, взаимоуважения и взаимодействия, единства целей, задач, интересов и стремлений.

Счетчики