Первые шаги по школе маленьких первоклашек всегда сопровождаются праздником, эмоциональным подъёмом. Но первые трудности, первые разочарования, с которыми сталкивается некоторая часть начинающих школьников, становятся причиной перемен в поведении ребёнка. Начало школьного периода совпадает с периодом “вытягивания роста”, со “сменой молочных зубов”, с периодом, когда ребёнок теряет простодушие, непосредственность, наивность. Эти изменения в ребёнке, в его поведении кажутся неестественными тем, кто его знал раньше.
Так называемый кризис 7-ми лет связан именно с этим периодом, когда ребёнок сталкивается с новыми нормами поведения. С появлением непривычных для ребёнка новых обязанностей в школе маленький школьник недоумевает: почему нельзя шуметь, бегать, кричать, когда ему хочется; почему он должен сидеть смирно весь урок. Новая жизнь не всегда ему кажется интересной, иногда даже утомительной, после эмоциональных и динамичных игр дошкольника. Первоклассник с трудом управляет своими желаниями и чувствами, так как большого напряжения требует школьная дисциплина.
Характер деятельности маленького первоклашки резко меняется. В прежнее время это была игра. В ней не самое главное результат, захватывает и волнует сам процесс игры. Сейчас же на первом плане оценка деятельности, результат. Вследствие этого возникают первые разочарования и неожиданности, появляется кризис в ценностных ориентациях ребёнка. Тем более, переживает не только ребёнок, но и родители тоже.
Краеугольным вопросом становится скорость и безболезненность адаптации ребёнка в школе. Именно трудности адаптационного периода первоклассника должны помочь преодолеть родители малыша вместе с учителями.
Чаще всего родители будущих первоклашек считают, что достаточно ребёнка перед школой научить считать, писать и читать. Тем не менее, этого не достаточно. К началу обучения в школе в развитии ребёнка особое внимание должны обращать таким познавательным процессам, как тонкая моторика, воображение, мышление, память, внимание.
Кроме того, учебная деятельность, которая будет основной деятельностью ребёнка – первоклашки, требует от него и других развитых качеств. К ним можно отнести речь, положительное отношение к учёбе. Специалисты при обозначении уровня подготовленности к школе ребёнка пользуются понятием “готовность к обучению в школе”.