Основные формы методической работы в школе — Педагогическая практика

Основные формы методической работы в школе

Методическую работу в школе проводят в индивидуальной и коллективной формах, которые различаются между собой используемыми приемами, будучи одинаково направленными на совершенствование мастерства учителя и педагогического коллектива в целом.

Индивидуальная форма методической работы в школе. Сущность этой формы методической работы заключается в самостоятельной работе педагога над повышением теоретического уровня своих знаний, совершенствования методического мастерства.

Молодые специалисты, окончившие высшие педагогические учебные заведения, на протяжении первого года работы по месту трудоустройства проходят стажировку, цель которого заключается в приобретении практических умений и навыков педагогической деятельности. Во время стажировки они пользуются всеми правами работника школы и выполняют возложенные на них обязанности. Руководитель учебного учреждения назначает для молодого учителя наставника из лучших учителей соответствующей специальности. Наставник помогает стажеру в планировании учебно-воспитательной работе, в разработке поурочных планов и др. Результаты стажировки рассматривает конце учебного года дирекция школы.

Немало учителей, заботясь о повышении эффективности учебно-воспитательного процесса, создают собственные методические системы.

Для целенаправленной подготовки к семинарам и практическим занятиям заранее разрабатывают перечень вопросов учебно-справочной литературы, образовательных сайтов в Интернете. Научно-методическое объединение лицея составляет перечень научно-методической литературы для учителя, что также помогает ему разобраться в современном океане методической литературы.

Научно-методические комплексы способствуют профессиональному росту и совершенствованию педагогического мастерства учителя, повышению эффективности учебно-воспитательной деятельности вообще.

Коллективные формы методической работы в школе. Целью коллективных форм методической работы является повышение мастерства всех учителей в процессе целенаправленно спланированных и реализованных мер. Одной из самых распространенных коллективных форм методической работы в школе есть открытые уроки, задачей которых является внедрение в практику учителей передового педагогического опыта и достижений педагогической науки. Во время анализа и обсуждения их необходимо обеспечить целенаправленность обсуждения, научность анализа, принципиальность и доброжелательность критических замечаний, сочетание анализа урока с практическими рекомендациями, суммирования его квалифицированными специалистами.

Существенное значение в повышении педагогического мастерства имеет взаимопосещения учителями уроков. Молодой педагог, педагог со стажем …

Центрами методической работы, изучение и внедрение достижений теории и передового опыта в практику обучения конкретных учебных дисциплин являются предметные методические объединения учителей и предметные комиссии. В их компетенции — организация консультаций для молодых учителей, заслушивание отчетов учителей о выполнении индивидуальных планов самообразования. План работы методического объединения составляют на учебный год.

В системе школьных и межшкольных предметных методических объединений нередко создают творческие (проблемные) группы в составе 8-10 хорошо теоретически подготовленных учителей, работающих над решением актуальных проблем учебно-воспитательного процесса (например, использование компьютера в учебном процессе, формирование мировоззрения учащихся в процессе изучения учебной дисциплины, дифференцированное обучение и др.).

Методическую работу с классными руководителями обеспечивает работа школы классного руководителя-новичка, внедрение наставничества, психологическое образование, научное обеспечение его работы, организация различных конкурсов и т.д. Все это требует соответствующего научно-информационного обеспечения.

В крупных основных и средних школах создают методические кабинеты для предоставления учителям и воспитателям методической помощи.

Одним из путей повышения методического уровня учителей является разработка ими актуальной для педагогики и школы проблемы. Научную проблему выбирают с таким расчетом, чтобы к ее разработке можно было привлечь всех педагогов школы.

Продуктивной формой методической работы является семинар-практикум. Ценность его заключается в том, что учителя самостоятельно прорабатывают педагогическую литературу по обсуждаемой проблеме, анализируют собственный опыт. Обработанные материалы участники семинара-практикума оформляют в виде рефератов или докладов.

Участие учителей в научно-методических семинарах способствует ознакомлению с современными научными достижениями, с новыми технологиями обучения, что помогает им осмыслить собственный опыт учебно-воспитательной работе, приобщиться к научно-поисковой работы, повысить свой интеллектуальный и творческий потенциал, выбрать и формулировать стратегию самообразования, технику ее осуществления.

Способствуют повышению педагогического мастерства учителей педагогические чтения, которые имеют целью обобщения и распространения передового педагогического опыта и проводятся по актуальной педагогической тематики. их можно организовать в школе, районе, области, стране.

Эффективной формой методической работы является научно-практическая конференция (районный, областной или республиканский).

На изучение и распространение передового педагогического опыта направлена деятельность школ передового опыта.

Важным звеном методической работы являются опорные школы. На их базе проводят индивидуальные и групповые консультации, стажировки, научно-практические конференции, педагогические чтения, семинары-практикумы и т.д.

На постоянный педагогический поиск настраивает деятельность экспериментальных педагогических площадок. Согласно «Положению об экспериментальном педагогический площадка» (1993) их создают для реализации педагогических инициатив по обновлению содержания, внедрение принципиально новых технологий в практику учреждений образования. Инициатором их создания может быть любое лицо или учреждение образования.

Перед проведением аттестации педагогических работников используют творческие отчеты учителей. Отчитываясь на педагогическом совете, они делятся своими находками, методическими наработками, знакомят других учителей с технологией собственного опыта.

В повышении профессионального, методического и психолого-педагогического уровней учителя весомую роль играют областные институты усовершенствования учителей (ОИУВ). В последние годы в этих учреждениях созданы кафедры, отвечающие за повышение квалификации учителей.

Повышению профессионального уровня способствует также их систематическая аттестация педагогических работников, проводимой с целью определения соответствия педагогов должности, уровню квалификации, в зависимости от которого (а также от стажа педагогической работы им устанавливают квалификационные категории, определяют тарификационных разряд оплаты труда, присваивают педагогическое звание. Аттестацию ежегодно проводят аттестационные комиссии, которые создают при учебно-воспитательных заведениях и местных органах государственного управления образованием. Педагогических работников аттестуют при учебном заведении, аттестационная комиссия при органе управления образованием рассматривает ходатайство комиссии учебного заведения и принимает решения в пределах своей компетенции в отношении результатов аттестации определенных категорий педагогов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: